Перекрещивание
Перекрещивание – смена имени человека – использовалось как инструмент практической магии.
В народной медицине смена имени считалась средством «перерождения» человека, а значит средством разрыва связей с болезнями и демоническими силами. Например, украинцы Закарпатья тяжело больного ребенка символически «продавали» в семью со здоровыми детьми, нарекая его при этом новым именем.
В качестве профилактики перекрещивание ребенка применялось в семьях с высокой детской смерностью.
Смена имена использовалась (и сегодня используется) при пострижении человека в монахи.
У русских раскольников-бегунов перекрещивание использовали перед смертью или «уходом из мира».
Переименование широко применялось и в скотоводстве: для защиты коров от нечистой силы в купальскую ночь крестьяне давали им новые клички.
«Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах»
После того, как страна приняла православие в Х веке н.э., наши предки, во время официальной церемонии крещения, стали получать крестильные имена. Так, инициатор Крещения Руси, князь Владимир Святославич (один из прообразов былинного персонажа князя Владимира Красно Солнышко), получил имя Василий. Его сыновья – Борис и Глеб – получили имена Роман и Давид. А его бабушка княгиня Ольга (считающаяся первой русской христианкой), была наречена Еленой.
Памятник княгине Ольге в Пскове. Фото: lori.ru
Как раз в те времена в церкви начинает складываться ономастикон – это набор имен, которые можно давать человеку при крещении. Имя тому или иному младенцу выбирал сам священник по святцам. Это были, как сейчас принято говорить, календарные имена, так как давались они по церковным календарям. Согласно догме, таким образом новорожденный сразу же приобретал своего небесного покровителя – потому что в эти списки вносились только имена святых. Это могли быть имена древнееврейского происхождения, например, Анна и Яков, греческие – Федор и Екатерина, или латинские – Юлий, Галина и даже сирийские и египетские. Постепенно к именам иностранного происхождения начали добавляться и старославянские имена, обладатели которых были канонизированы церковью: например, Святослав, Вячеслав и Ольга.
Поначалу список крестильных имен был не слишком разнообразен (например, Иван – Иоанн встречается в святцах 170 раз). И наши предки, чтоб выделить своих детей из огромного числа других, продолжали по доброй старой традиции давать им «мирские» имена или прозвища. При этом они охотно использовали привычные языческие имена, но, как правило, в уменьшительной форме. Например, до XVII очень популярными именами были Добрыня или Добрила (от Доброслава). Такие имена постоянно использовались в повседневной жизни и ни у кого не вызывали вопросов.
Но уже на рубеже XVII века в связи с коренными преобразованиями в государстве, этот обычай начал уходить в прошлое. И имена вроде Длинная Сабля, Кречет, Щука, Кольцо или Истома стали восприниматься именно как прозвища, не более того.
История возникновения имен в разных странах мира
В большинстве языков употребляется имя личное и имя родовое (по отцу, по матери, по месту рождения): Исаак Ньютон, Проспер Мериме, Михайло Ломоносов, Леонардо да Винчи, Лопе де Вега.
У королей, царей, правителей фамилию часто заменяло прозвище: Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Пипин Короткий, Иоанн Безземельный, Генрих Птицелов, при этом прозвище, в отличие от фамилии, всегда переводится на другие языки.
У некоторых народов принято детей называть цепочкой имен: Иоганн-Вольфганг Гёте, Жан-Жак Руссо, Джордж-Гордон Байрон, Хосе-Рауль Капабланка-и-Граупера (здесь и двойная фамилия). Бывает, что цепочка имен тянется и дальше; например, средневековый алхимик Парацельз назывался: Филипп-Ауреол-Теофраст-Бомбаст граф фон Гогенгейм, а в одной драме Виктора Гюго один аристократ носит имя: Хиль-Базилио-Фернан-Иренео – Фелиппе-Фраско-Фраскито граф де
Бельверана. Даже в XIX веке наследник испанского престола носил имя: дон Педро – д’Алькантара – Мария-Фернандо – Гонсаго-Ксавьер-Мигель – Гибриэль-Рафазэль-Антонио – Иоаон-Леопольдо-Франсиско – д’Ассизи – Саксен – Кобург-Гота де Браганса-э-Бурбон! (Это сообщает Л. В. Успенский в книге «Что значит ваше имя?», 1940)
Крестильные имена
После принятия Русью христианства в 988 году родовые языческие имена, например Мстислав, Всеволод, Изяслав, Владимир, Святополк, Ростислав, Ярослав, Ярополк постепенно стали заменяться христианскими или крестильными, в большинстве своём греко-византийскими именами, такими как Иван, Дмитрий, Фёдор, Василий, Андрей.
Первоначально княжичу в дополнение к родовому давали имя, которое он получал на восьмой день жизни, когда совершался обряд крещения. Обычно младенца нарекали именем христианского святого, чье чествование приходилось на дату рождения малыша. До ХVII века крестильное имя княжича зачастую держалось в тайне, чтобы нечистая сила не могла навредить ребёнку.
Так каждый княжич становился обладателем сразу двух имён: языческого родового и крестильного личного, первым он пользовался в общественной жизни, а на второе окликался в семье. Но спустя поколение крестильным именем называли какого-нибудь потомка, оно начинало обрастать авторитетом, историей и постепенно переходило в разряд родового.
Быстрое распространение крестильных имён связано еще и с тем, что при его присвоении не существовало запрета на повторение имён живых предков, то есть при жизни отца или деда их имена могли достаться сыну или внуку.
С течением времени языческие родовые имена почти полностью вытеснялись из династического именослова, уступив место крестильным, из которых в ХVI веке начали складываться первые русские фамилии.
Окликание по имени
Окликание по имени — один из видов магии, которым часто пользовались древние славяне.
На Руси, например, новорожденного, не обнаруживающего признаков жизни, звали именами родственников, затем другими именами. Имя, при котором ребенок оживал, и становилось его именем.
У восточных славян, чтобы поскорее забыть покойного мужа, вдова кричала его имя в печную трубу.
Существовало поверье — чтобы судорога отпустила, нужно произнести имя своего отца.
Окликание нечистой силы
Окликание приписывается также нечистой силе, которая не может нанести вред человеку, если не знает его имени.
Славяне верили, что русалки нападают только на тех, кто отзовется на их зов.
Также предостерегали: если человек оказался ночью на перекрестке или на кладбище, а также находится в опасном состоянии, например, беременная женщина, и вдруг слышит, что кто-то зовет его по имени, он ни в коем случае не должен откликаться: этот голос может принадлежать нечистой силе.
Самозов
Самозов — это выкликание собственного имени.
У южных славян этот метод считался эффективным оберегом от змей. Весной, когда человек в самый первый раз увидит змею, он должен громко выкрикнуть свое имя, чтобы потом весь год змеи держались от него на дистанции слышимости его голоса.
Имена «от противного»
Особую группу составляют имена, отражающие негативные особенности или черты характера, а также откровенно плохие обстоятельства. Их давали мальчикам «от противного», чтобы обезопасить в будущем от влияния злых духов.
Считалось, что Голод всегда будет сыт, Горяин – счастлив, Некрас – внешне привлекателен, Немил – приятен людям, а Страхон вырастет смелым. Точно также люди надеялись на щедрость Жадена (Жадина) и удачливость Неустроя.
Корни таких имен уходят в глубокую древность, когда любое слово обладало для людей магическим смыслом. Предки верили, что можно обрести власть над жизнью человека, только лишь узнав, как его зовут.
Имена советской эпохи
1920 – 1930 годы
В 20-е годы тяга к «романтическим» именам усилилась. Можно было через газету «Известия» объявлять о перемене имени. И вот Феклы и Матрены стали менять свои имена на Эвелин, Леонор и Венер, а Терентии и Сидоры — на Альфредов и Ричардов (вспомним неудачника из фильма «Музыкальная история» Альфреда Терентьевича Тараканова…).
Сверх этого появились еще два типа имен:
1) имена из нарицательных и производных от них, которые отвечали идеологии и фразеологии революционной эпохи 20-х годов: Труд, Интернационал, Борьба, Коммунар, Трактор, Детектор — для мальчиков; Искра, Звезда, Тракторина, Идеал (!) — для девочек..;
2) имена, образованные от личных имен революционеров и собственных же, порожденных революционной эпохой: Марксина, Энгельсина, Ленина, Коминтерна, Октябрина…
Кроме того, в связи с общей тенденцией делового языка того времени к сокращениям и аббревиатурам (то есть обозначениям по первым буквам) появились имена из сокращений имен и лозунгов: Влад(и)лен. Mapлен, Борзамир, Дазамира, Занарзема, Ревмира, Рената, Гертруда, Лагшмивара…
А также и аббревиатуры из первых букв имен и лозунгов: Виракл, Вилора.
Многие родители ставили своих детей в нелепое положение, так как «разгадать» идейный смысл имени было весьма трудно, а отнести его к известному ряду имен гораздо проще. Так, Гертруда («героиня труда») совпадает с немецким именем Гертруда, Ким («Коммунистический интернационал молодежи») — с корейским, Рената («революция — наука — труд») — с итальянским, и носящие эти имена кажутся, увы, иностранцами!
То же происходило и с аббревиатурами и перевертышами: Вилора воспринимается как итальянское имя. Нинель — как французское, Виракл — как греческое (ср. Геракл, Перикл), Борзамир — как древнерусское (ср. Остромир, Яромир), а Лагшмивара наводит на мысль об Индии…
И никакие расшифровки типа Вилора — «В. И. Ле¬нин – отец революции» ила Дизара — «Деточка, иди за революцию» тут не помогают. Тип слова решает всё для данного языка. Поэтому-то так быстро Идеал превращалось в Иду, Нинель — в Нину, а Борьба — в Бориса.
Классификация мужских имен
Исконные русские имена, откровенно говоря, совсем не похожи на заимствованные у греков из Византии. Вдумываясь в их смысл, можно понять, как предки воспринимали мир и свое место в нем.
Итак, большинство имен представителей сильного пола условно делятся на следующие группы:
отражающие внешность мужчины;
определяющие черты его характера;
связанные с животными или растениями;
выражающие профессию или социальный статус;
имена «от противного»;
порядковые числительные;
указывающие на время рождения ребенка;
объясняющие отношение родителей к его появлению на свет;
имена-этнонимы;
общеславянские.
Как называли мальчиков
Любая внешняя особенность жителя Руси могла определить, как его будут звать люди. Например, в зависимости от цвета волос: Бел, Беляй, Белуха, Белоус, Беляк. Или, напротив, Черныш, Черняк, Черноус, Чернуха, Черняй. Имена указывали и на особенности телосложения: Малой, Мал, Малюта, Долгой, Сухой, Жир, Толстой, Головач, Лобан. Отдельные физические недостатки также не могли остаться незамеченными: Хромой, Косой, Беспалой и т.п.
Имена в Древней Руси. Имена до Крещения Руси
Каково же положение с именами в русском языке? До принятия христианства на Руси (X век) в среде привилегированных классов существовали такие имена, как Любомир, Остромиp, Святослав, Ростислав, Ярослав, Людмила, Рогнеда, Войслава и подобные. С принятием христианства «по восточному обряду» при киевском князе Владимире появились и новые имена, значившиеся в церковных канонах и поэтому называющиеся каноническими; их давали при совершении «таинства крещения».
В Древней Руси эти имена служили юридическими наименованиями людей и ставились в актах, купчих и в других документах на первом месте. Однако привычка к старым именам, не значившимся в списках и канонах церкви, долго сохранялась на Руси, по крайней мере до XVII века. При этом в древнерусских документах постоянно встречаются двойные имена: «…именем Милоног. Петр по крещению». Или: «…Ждан помирьску, а в крещении Микула» в т. п. Таким образом, на протяжении нескольких веков наряду с каноническими именами: Александр, Алексей, Даниил, Димитрий, Константин, Никита, Николай, Петр, Роман, Сергей и т. п. — в ходу были и неканонические имена, которые больше употреблялись в бытовом общении и на втором месте в грамотах: Первуша, Втор, Третьяк (по хронологии рождения); Ждан, Неждан, Нечай (по обстоятельствам рождения); Губан, Ушак, Плехан, Щербак, Несмеян, Угрюм, Булгак, Злоба, Истома, Дружина (по физическим и душевным свойствам); Волк, Конь, Дрозд, Ерш (по названию зверей, птиц, рыб); а также Хвост, Мороз, Шуба, Пушка и т. д.
В истории русских имен эти имена напоминают скорее прозвища, которые, однако, могли не только различать людей с одинаковыми каноническими именами, но и перейти позднее в фамилии, о чем мы поговорим в следующий раз.
Судя даже по приведенным примерам, можно видеть, что имена собственные, как правило, происходят из нарицательных, но так как имена собственные переходят от одного народа к другому и живут веками в разной языковой среде, то чаще всего они «значат» в каком-то другом языке, в данном же языке это заимствованное имя является только собственным и ничего не значит, а только называет.
Русские канонические имена заимствованы из греческого, латинского, древнееврейского языков, из древнегерманских, где они были одновременно и нарицательными (как в русском: Вера, Надежда, Любовь). Вот некоторые примеры:
- греческие: Георгий («земледелец»), Александр («защитник мужей»). Аполлон («погубитель»), Архип («начальник конницы»), Ипполит («распрягающий коней»), Филипп («любитель коней»), Никифор («победоносец»),
- латинские: Виктор («победитель»), Виктория («победа»), Валентин, Валерий, Валерьян («здоровый»), Марина («морская»), Ювеналий («юношеский»),
- древнееврейские: Анна («благодать»), Гавриил («божественный воин»), Михаил («божественный»), Мария («горькая»).
- древнескандинавские: Игорь (одно из имен бога-громовержца в связи с нарицательным вар — «воинство, сила»), Олег, Ольга («священный, величественный»).
Совершенно ясно, что в русских именах Анна, Михаил, Мария, Никифор и т. д. никакого нарицательного значения нет. Это только имена.
Многие славянские имена являются переводами иноязычных, например: Злата — греч. Хриса, Богдан — греч. Теодор (Федор), Милица — греч. Харита, Вера — греч. Пистис, Надежда — греч. Элкис, Любовь — греч. Агапе, лат. Амата и т. д.
У многих русских имен есть параллельные варианты, возникшие благодаря разной передаче того же иноязычного имени: Евдокия—Авдотья, Ксения —Аксинья, Гликерия – Лукерья, Анастасия — Настасья, Георгий — Юрий — Егор, Параскева— Прасковья и т. п.
Первоначальный вид многих заимствованных имен сильно изменился в практике русского языка, например: Иосиф—Осип, Элеазар — Лазарь, Дионисий — Денис, Косма — Кузьма, Эммануил — Мануйла, Эвстафий — Остафий, Стахей, Иоханаан — Иван.
Что в имени тебе моем?
До Октябрьского переворота 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь, однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от «Владимир Ильич Ленин»), появились и другие «чудесные» девчачьи имена, такие как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+мир), Тракторы, и даже Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать еще долго.
Чудили наши сограждане и в перестройку – причем самым безобидным и частым именем для новорожденных девочек становилось Мария (в честь героини латиноамериканского культового сериала). Нет-нет, да и сейчас некоторые родители пытаются блеснуть своей креативностью. Например, в прошлом году в одной только Москве родились Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Ангел Мария, Алеша-Каприна, а еще – Будда-Александр, Христамрирадос, Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Ярослав-Лютобор и даже Каспер Ненаглядный.
Бог славян Хорс и его воплощения
Хорс — сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день — желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:
- Коляда
- Ярило
- Даждьбог
- Сварог.
Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.
1. Бог славян Коляда
Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.
Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.
2. Бог славян Ярило
Он же Яровит, Руевит, Яр — солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет — всходы взойдут, где пройдет — травы заколосятся. На голове его — венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой — вожжи. Его время — от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.
3. Бог славян Даждьбог
Он же Купала или Купайла — солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время — от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.
4. Бог славян Сварог
Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря — период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.
Языческий пантеон богов славян
Таблица языческие боги древней Руси:
№ п/п | Имя божества | Предназанчение |
1 | РОД | Верховный бог неба и земли |
2 | ХОРС | Бог солнца |
3 | ЯРИЛО | Бог весеннего солнца. Сын Велеса |
4 | ДАЖДЬБОГ | Бог плодородия и солнечного света |
5 | СВАРОГ | Повелитель Вселенной. Бог неба |
6 | ПЕРУН | Бог молнии и грома |
7 | СТРИБОГ | Бог ветра |
8 | ВЕЛЕС | Бог плодородия (скота) |
9 | ЛАДА | Женское воплощение Рода |
10 | ЧЕРНОБОГ | Повелитель сил тьмы |
11 | МОКОШЬ | Богиня земли, урожая и женской судьбы |
12 | ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА | Властительница разгула |
13 | МОРЕНА | Богиня зла, болезней и смерти |
Древний славянский бог Род
Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.
Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь — в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай — во всем этом присутствует Род.
Иерархия языческих богов Руси
Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.
Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.
На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.
Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.
Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим боги древней Греции, где основа это многочисленный пантеон богов.
Сокрытие имени
Скрывать от посторонних имя ребенка в давние времена применялось для защиты человека от нечистой силы, наводящей порчу «на имя» и то же совершенно бессильной, если настоящее имя жертвы не известно. Поэтому до момента крещения старались не рассказывать никому имя ребенка, чтобы не причинить ему вреда.
Кроме того, на Руси часто было принято скрывать настоящее имя (данное при крещении), выставляя напоказ ложное имя. Даже в браке жена не называла мужа личным именем, а использовала другие слова – муж, мой, хозяин и т.п. Эта традиция в некотором роде (бессознательно) сохранилась и до наших дней.
Имена умерших — защита живым
По народным приметам, имена умерших людей (особенно утопленников) обладают магической способностью защитить другого человека.
Существовало немало поверий которые кажутся сегодня нелепыми, например:
- В случае пожара рекомендуется трижды обежать дом, выкрикивая имена двенадцати утопленников.
- Чтобы не забеременеть, женщина должна вспомнить имена трех утопленников.
- К утопленникам обращались с мольбами об отвращении от села градовой тучи и о ниспослании дождя во время засухи.
Крещение и обычаи
В современное время стремление родителей покрестить своих детей во многом объясняется суевериями (от сглаза) и данью традициям, а вовсе не желанием приобщить ребенка к церкви и религии. Но, по словам священнослужителей, даже в таком случае обряд носит положительную для ребенка роль.
Считается, что процедура крещения сильно и сразу влияет на состояние младенца — он становится заметно спокойнее, лучше спит и меньше болеет. Принято считать, что судьба крещеного человека божественна и он обладается более сильной защитой от разного рода неприятностей. Некрещенные же дети более уязвимы для бесов и прочих напастей. Раньше считалось, что некрещенные дети чаще тонут. Вообще, дети с момента рождения и до крещения считались нечистыми и даже демоническими существами.
Крестили ребенка и давали ему имя по Святцам обычно на восьмой день, а если ребенок слабый, то сразу же после рождения, чтобы не умер некрещенным и не превратился в демона.
В соответствие с этими положениями, раньше на Руси именины празновались пышнее, чем день рождения, так как именины были важнее в жизни человека.
До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Умник, Хитр, Добр, Храбр, Молчан, Косой, Красава, Кудряш, Черняк, Хромой, Беляй. Иногда сыновей в семье называли в порядке очередности их появления на свет, к примеру: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой и др. Некоторые имена обозначали род деятельности или профессию, например, Селянин, Кожемяка и др. В древности такие особенности в присвоении имен были у многих народов. Так, индейцы тоже подмечали особенности людей и отражали их в именах: Хитрая Лиса, Орлиный глаз и пр.
С принятием христианства имена закреплялись в специальных церковных календарях. Но и в наши дни можно встретить фамилии, произошедшие от прозвищ: Жук, Кот, Воробей, Волк. С XI по XVII век популярностью стали пользоваться византийско-греческие имена. Свое развитие получила также двух именная система, когда человеку при рождении давали одно имя, а называли по-другому. Широкое распространение в этот период получили имена, состоящие из двух корней, последний из который «–слав». Так появились имена со славянскими корнями: Борислав , Святослав , Ярослав , Вячеслав и имена с византийско-греческими корнями: Мирослав, Станислав , Бронислав и др.
Одно время у славян существовала интересная традиция, когда ребенка нарекали именем, которое знали только близкие родственники, а потом заворачивали ребенка в рогожку и выносили за порог. Таким образом, показывали нечистой силе, что ребенка им подкинули, и он не родной. Затем малышу давали второе имя, чья задача была отпугнуть злых духов. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Этот обряд означал, что человек будет носить неприглядное имя, чтобы никто не смог ему навредить. Свое истинное имя нельзя было говорить никому. В подростковом возрасте проводили второй обряд и тогда ребенку присваивали окончательное имя, которое должно было отражать его уже сформировавшийся характер.
Эта традиция быстро сошла на нет, так как человека называли прозвищем, и его характер менялся соответственно. Смысла в имени-обереге в этой ситуации было мало, так как связи с этим именем человек не имел.
Привычное для нас именование людей по формуле — фамилия, имя, отчество — было введено в начале XVIII века до 1917 г. Тогда же были согласованы списки имен , которые можно выбрать для ребенка, так же появились псевдонимы. В советское время было популярно образовывать новые имена, отражающие события в стране. Это были очень необычные имена, которые носили в основном девочки. Согласитесь, не каждый день встретишь женщину с именем Идея, Октябрина или Искра. Иногда такие имена звучали довольно несуразно, как например девочка с именем Артиллерийская Академия. Однако некоторые имена настолько понравились, что они существуют и по сей день.
На Руси имянаречение младенца не было делом простым и обыденным. Когда родители давали новорожденному имя, они буквально «прописывали» его судьбу. По этой причине к выбору имени относились очень серьезно и скрупулезно. Мать и отец хотели счастья своему ребенку, поэтому подыскивали имя, которое уберегло бы его от болезней, несчастий и даже преждевременной смерти.
Родовые имена Рюриковичей
Весьма ограниченным был сонм родовых имён династии Рюриковичей, поскольку не все элементы, как языческого, так и христианского именослова подходили для наречения новорождённых потомков. Представители первого русского правящего рода на протяжении 600 лет старались не предавать забвению имена умерших предков и с помощью консервативных антропонимов легитимизовали власть. У Рюриковичей существовал собственный запас родовых имён, которыми нельзя было пользоваться людям, не принадлежавшим к их династии, поскольку они имели непосредственную ссылку на царского предка. В большинстве своём родовые имена доставались новорождённым от умерших прадедов, но «поздние» Рюриковичи пренебрегали этим правилом, именно поэтому Иван Калита, назвал одного из своих наследников Иваном, и это не единичный пример.
Желая провести различия между детьми, рождёнными от разных жён, князья часто прибегали к такому способу наречения, при котором чадам от одной супруги давались исключительно языческие, а от другой крестильные имена. Так поступил Владимир Мономах, чье имя с XIII века вошло в христианский именослов.
Дореволюционные годы
Желание обновить репертуар имен проявилось в дореволюционное время, когда пошла мода на древнерусские имена, хотя многие из них были и неславянские по происхождению, например Олег, Игорь (модный поэт того времени Игорь Северянин писал: «Как хорошо, что я отдельный, что Игорь я, а не Иван…»), в то же время вошли также в моду «романтические» и «экзотические» имена: Тамара, Изабелла, Валентина (у того же Игоря Северянина: «Валентина! Сколько страсти! Валентина! Сколько жути… Это было на концерте в медицинском институте…»). Как тут не вспомнить Настю из пьесы Горького «На дне», когда Барон говорит о ней: «Сегодня Рауль, завтра Гастон… Роковая любовь, леди!»
Нельзя меняться именами
Поменяться именами – аналогично что поменяться судьбами.
Свое имя не меняют, если на то нет серьезных причин, чтобы не лишиться своего небесного покровителя. Человек с новым именем, как новорожденный, аура его разорвана, без окружного сияния. С чужим (новым) именем приобретаются новые черты характера, которые могут конфликтовать с прежними. То же случается и при обмене именами между людьми.
Кроме того, каждое имя имеет свою энергию, влияя на протяжении всей жизни на судьбу человека. И когда имя слишком часто произносят, энергия убывает и искажается. Именно поэтому многократно повторяемые имена вождей народа становились как бы нарицательными и тем самым демоническими.
В этом плане существует совет: берегите свое имя, произносите мало и твердо, тогда вы укрепитесь в своей судьбе.